Bach’s Memento/Памяти БАХА — драматургия концерта выстроена вокруг великого Иоганна Себастьяна Баха, гениальная музыка которого востребована и актуальна среди музыкантов и публики во все времена. Великое множество композиторов разных стран и эпох неизменно обращаются к его творчеству, прибегая к самым невероятным экспериментам. Титан симфонического органа, родоначальник жанра органной симфонии Шарль-Мари Видор создал уникальный цикл Bach’s Memento, где многочисленные опусы самого Иоганна Себастьяна Баха, написанные для различных инструментальных составов, засверкали новыми гранями.
Творчество самого Баха представлено развернутым циклом из Прелюдии и фуги ре мажор и одной из Трио-сонат. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом.
Лейпцигский кантор высоко ценил творчество венецианского аббата, харизматичного солнечного Антонио Вивальди, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия. В наши дни публика порою приписывает подобные сочинения Баху, а не Вивальди. Никогда не встречаясь, тем не менее, они стали соавторами ряда безусловных шедевров, проверенных временем.
Иоганнес Брамс как-то сказал: «Если бы вся музыкальная литература — Бетховен, Шуберт, Шуман — исчезла, это было бы крайне печально, но, если бы мы потеряли Баха — я был бы безутешен». В мире немецкой музыки, истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее. В отличие от своего гениального предшественника, Иоганнес Брамс известен широкому кругу публики не как композитор, пишущий для органа, а прежде всего, как автор Венгерских танцев, четырех симфоний, многочисленных фортепианных, камерных инструментальных и вокальных сочинений. К королю инструментов Брамс обращался дважды: в начале своего творческого пути, когда он пробовал себя в качестве полифониста, создавая прелюдии и фуги, и в самом конце, когда уже будучи смертельно больным, получил известие о смерти горячо любимой им Клары Шуман. Именно тогда он простился с миром циклом Хоральных прелюдий, в которых мелодии лютеранских хоралов обрели романтическое звучание.
Bach's Memento — Бах сквозь столетия.
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе – единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532
Трио-соната № 5 до мажор BWV 529: Allegro – Largo – Allegro
Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт для органа № 5 ре-минор BWV 596 (транскрипция концерта для двух скрипок и виолончели оp. 3 № 11 RV 565): I. Allegro–Grave–Fuga, II. Largo e spiccato, III. Allegro
Иоганнес Брамс (1833–1897) Прелюдия и фуга для органа соль минор WoO 10
Шарль-Мари Видор (1844–1937) Sicilienne и Mattheus-Final из цикла Bach's Memento (Памяти Баха)
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Виталия Котова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта.